У меня не так давно появилась привычка читать книги - любые - с карандашом в руке. Не могу не подчеркивать, не могу остановиться и не записать пришедшую в голову мысль. В конце-концов - в чужих книжках я чертиков не рисую. А со своими могу делать, что хочу. Это моя собственность. А не имущество советской школы.

Перечитывать время от времени такие пометки очень интересно. Как будто смотришься в зеркало. Волшебное. Простые зеркала душу не отражают.
А чтобы зеркало было всегда под рукой - девушки любят смотреться в зеркало - удобно выписать и собрать вместе то, что обратило на себя мое внимание. Хотя сами книги тоже потом надеюсь перечитать. Когда-нибудь. Тогда как раз наступит осень, и воздух будет горько-сладким и золотым от расплавленной в нем листвы, а небо ярко голубым, и можно будет сидеть на веранде, закутавшись в плед, с чашкой чая с чабрецом.

(У аллегории с зеркалом есть и второй аспект - оно как зеркало Еиналеж - может показать мечту о себе. И вообще с этими волшебными зекалами надо поосторожнее - они безбожно льстят).

В свое время именно Желязны навел меня на мысль о том, что доверие - это мое собственное представление о человеке. Доверие к другому деловеку - это, по сути, доверие самой себе, своему знанию людей. Но если я себя не знаю, то утверждать, что я знаю о другом человеке достаточно, чтобы судить достоверно о том, что он может, а чего не может - это самообан.

Хроники Амбера. Том II

...Скорбь и гнев сжимают рамки моего мира, и меня это приподит в негодование. Исчезают воспоминания о более счастливых временах, друзьях, местах, вещах и возможностях. Охваченный сильными переживаниями, я словно начинаю уменьшаться и теряю способсность смотреть на вещи с разных точек зрения. Полагаю, частично это происходит из-за того, что я отказвыаюсь от целого ряда альтернативных решений - а в результате моей свободе воли наносится немалых ущерб. Мне это не нравится, но, начиная с какого-то момента, от меня уже ничего не зависит. Возникает ощущение, что я смирился с некой предопределенностью, отчего я раздражаюсь еще сильнее. А затем - порочный круг! Самый простой способ покончить с этой ситуацией - побыстрее разделаться с ее причиной. Более трудный - философский подход, возврат назад, попытка восстановить над собой контроль. Естественно, трудный путь всегда предпочтительее. Стремление побыстрее раздлаться с проблемой нередко приовдит к сломанной шее... Мгновенная реакция - все или ничего, - может быть, и не так плоха, если ты всегда выигрываешь, но зато частенько приводит к трагедии или по меньшей мере к драме .если сталкиваешься с чем-то экстраординарным.

... Раздумывая, каким образом представить все эти соображения Мэндору, я снова реагировал на обстоятельства, вместо того, чтобы действовать самостоятельно.
Итак, в самый разгар всевозможных угроз, интриг, шантажа и загадок я решил взять выходной и прогуляться по городу с хорошенькой девушкой... Глупо было бы тратить, может быть последный пригожий денек на что-либо кроме отдыха.

...Когда события развиваются с такой головокружительной скоростью, нужно отдыхать при первой возможности.

...Когда вдохновение молчит. Разум быстро утомляется.

...- А теперь придется выслушать твою историю. Давай выкладывай, усложняй мою жизнь еще больше.

...- Мы познаем все, что сможем. Сила - это сила. Она страшна до тех пор, пока ее не поняли.

... чтобы не наскучить собеседнице, я принялся расспрашивать девушку о ее жизни.

...Я отметил, с какой гибкостью Корэл преодолевает препятствия. Это было больше, чем природная грациозность: сказывалась общая жизненная установка, натренированность и готовность к схватке.

...- Я знаю, на что смотрю, но не знаю, что вижу, если ты меня понимаешь.

...Я не был уверен, что именно так можно отключить стихию, но только так я мог попытаться.

... - Не знаю, хотел ли я вообще когда-нибудь славы как таковой. Это все равно, что хотеть быть инженером больше, чем хотеть что-то сконструировать, или хотеть быть писателем больше, чем хотеть писать. слава- побочный эффект, а не вещь в себе. В противном случае, это просто самовозвеличивание.

(Отступление. Но на ту же тему
У Valley было в "Burglars’ trip"

...- А как он поймал меня?
- Тщеславие, Севочка. Тщеславие. Тебя он поймал на тщеславии. Ты жаждешь признания, восхищения, всей этой суеты... Ради этого ты готов трудиться день и ночь. Бескорыстного служения в тебе нет. Это ты воображаешь, что живешь для науки. А на самом-то деле ты пытаешься заставить науку служить тебе.
- Не уверен.
- Да? А зачем ты тогда позволяешь публиковать свои исследования? И почему пытаешься скрывать это от меня?
- Потому что тебе это не нравится.
- А почему мне это не нравится?
- Потому что тебе нравится, когда мне плохо.
Я нарочно так сказал. Уж очень злился.
- Ну ты просто балбес, и все. Ученому, настоящему ученому, не нужно признание толпы. Или ты ученый, или циркач. Тогда жди оваций. Зачем ты это печатаешь? Ты представляешь, сколько есть в мире индивидуумов, которые в состоянии хотя бы примерно понять, над чем ты работаешь? Ведь Томми именно так на тебя и вышел. Ты просто засветился. А теперь кричишь на меня. Хотя я тебе всегда говорил, что публиковать подобные разработки - крайне глупо. Чего ты добивался?
- Ничего я не добивался!
- Признания. Признания, что ты гений. Тебе мало, что все, кому необходимо знать, что ты гений, и так это знают. И Томми быстро понял, как тебя поймать. Он очень умен. Если человек отправляет в печать то, что отправляешь ты, под этим сразу можно поставить подпись «тщеславный гений». Все. Ты его раб.)



...-О чем ты говоришь?
- О троне. О господстве во Владениях Хаоса.
- Я прихожу к выводу, что матерям доставляет безумное наслаждение видеть их сыновей живущими по правилам, но к сожалению, ты говоришь о деле, для которого у меня недостает не только мастерства, способностей и подготовки, но еще и маломальского желания.
- Ты подготовлен более, чем ты думаешь, а твои желания ничего в этом деле не значат.
- Как заинтересованная сторона, я позволю себе не согласиться.


... - Конечно. Если я не могу доверять лорду Хаоса, кому же тогда доверять, а?

...-Думаешь, она что-то затевает?
- Вероятно, - ответил брат. - Не помню случая, чтобы она чего-то не затевала.

...- Брат, есть огромная брешь между его миром - миром принципов - и нашим - из плоти, камня и стали.

...- Думаю, некая мера иррациональности и делает нас истинными людьми. Да еще то, что мы осознаем это, разумеется.
- Неужели?
- Да, и управляя этим в себе, можно совладать с разумом и чувствами.
- Я собираюсь пристально изучить твою идею.

...Брэнд, похоже, своей ленью превосходил всех - хотя, наверняка, вздумав овладеть Вселенной, он под конец, наверняка, загнал себя в цейтнот. Тут уж не доаккуратности.

... Означает ли это, что я должен бежать туда - или оттуда? Беда с этими мистическими советами.

... Чем хороши рассуждения - всегда можно убедить себя, что поступаешь благородно, а не, скажем, трусливо.

... Если это означает, что жизнь - это состязание с самим собой...

... Зачем переживать о том, о чем не смогу пожалеть, когда утрачу?

... Такова жизнь: доверяй - тебя обманут, не доверяй - обманешься сам. Как большинство парадоксов, он не разрешим.

... Я рванул к нему, желая убедиться, что Вселенная, в сущности, симпатизирует Мерлину и желает ему только добра. Никто не любит, чтобы Вселенная упражнялась на нем в остроумии... До сих пор не могу поверить, что этот мир настолько пронизан иронией.

...-Каждая профессия имеет свои опасные стороны, - заметила Джасра. - В том и мастерство, чтобы их измебгать.
... - Люди подобного склада живут риском. Он простичивает каждый шаг и только потом действует.
... - Риск лишь для тех, кто не умеет с ним справиться.

...-Сифилис на оба их дома! Не знаю почему, но я им нужен. Они все проглотят.

... Сопротивление нарастало, и мы склонялись под его мощью. Чтобы передвигать ноги, требовалось огромное напряжение, и я осознал, что почему-то оно важнее самого движения... Я был действием, процессом борьбы с сопротивлением... Теперь я стал только движением - бесконечным, постоянным... Я шел дальше и достиг отрезка, на котором каждое следующее усилие давало все меньший результат... Я понимал, что воспоминания внушены Путем, но от этого было не легче. Образы мучили меня и дальше... Я чувствовал, что превращаюсь в сгусток чистой воли, все мое существо сфокусировалось на единственной цели. Еще шаг... Словно тяжелые доспехи тянут меня к земле. Кажется трех последних шагов не сделать вовеки. Еще... Движение утратило смысл, осталось одно усилие. Не важно, что будет, главное - пройти. Воля - сгусток огня, тело - дым или тень... еще шаг... Однако если бы я полагался только на свою физическую силу, то застрял бы навсегда посреди Пути. Лишь сила воли, которую Огненный Путь не подавляет, а очищает, позволила мне, преодолевая инерцию и бешеный натиск Преград, двигаться вперед. Я заскрежетал зубами. Ох, как трудно сосредоточиться на выполнении сиюминутной задачи, не думать ни о чем другом!.. Тоже воздействие Пути.

...Разумеется гроб был пуст, как пусты бывают мечты и страхи.

...Карту я пристроил внутри левого рукава. Потом вымыл руки и лицо и почистил зубы. Надо было тут же приниматься за дело, этого требовал мой план. А мне вдруг захотелось поплыть куда-нибудь на яхте или просто поваляться на песке...

... Такое ощущение, что ответ у меня в руках, но я до сих пор не смогу понять его, пока не сформулирую верный вопрос.

... - Ты больше, чем сумма твоих составляющих, Мерлин. неважно, что сопутствовало твоему рождению и твоей жизни до сего дня, - ты получил глаза и мозг и способен судить. Не позволяй никому, даже мне, вешать тебе на уши лапшу. А когда придет время, если оно придет, сделай свой собственный выбор, черт побери. И плевать тогда, что будет и что там случилось раньше.

... Нужно оставить привычку действовать против магии магией, сложной цепью заклинаний.

... Проблема была здесь... Во мне самом.

...- Как по-твоему, сумеешь пока удержать эту сторону в мире?
- Думаю, да - сказал я. - Приложу все силы.
- Ни от кого из нас большего ожидать и нельзя.